Правительство РФ подготовило и внесло в Госдуму законопроект, предполагающий существенное обновление сферы пожарных проверок и административной ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности.

Во-первых, в Законе о пожарной безопасности закрепляется применение риск-ориентированного подхода в федеральном государственном пожарном надзоре. Дело в том, что, хотя изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008  г. N  294-ФЗ и соответствующие подзаконные акты уже приняты, но Закон о пожарной безопасности (который имеет приоритет в сфере пожарных проверок) пока не позволяет применить риск-ориентированный подход в этой сфере. В связи с этим возникла серьезная неопределенность в вопросе о периодичности проведения плановых проверок органами федерального государственного пожарного надзора.

Во-вторых, вносятся некоторые правки технико-юридического характера. В частности, предлагается подкорректировать определение "требований пожарной безопасности" (далее - ТПБ). В настоящий момент под ними понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Проект предлагает понимать под ТПБ такие же специальные условия, установленные законодательными и иными правовыми актами РФ. Таким образом, вновь подтверждается идея о том, что ТПБ могут не носить нормативного характера, то есть не быть рассчитанными на многократное применение. Это, в свою очередь, означает, что на некоторые из ТПБ не будут распространяться требования об обязательной регистрации в Минюсте России, публикации и подобные.

В-третьих, проект предполагает изменение составов "пожарных" административных правонарушений. В частности, планируется отменить некоторые специальные нормы: ч. 3-5 и ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение ТПБ к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам, первичным средствам пожаротушения, к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям). Все это планируется "охватить" общим составом о нарушении ТПБ, наказание за которое будет несколько ужесточено: штраф от 2000 руб. до 3000 руб. для граждан (сейчас от одной до полутора тысяч рублей), штраф от 20 000 руб. до 30 000 рублей для ИП (сейчас - от 6000 руб. до 15 000 руб). Зато штраф для организаций за нарушение ТПБ в условиях противопожарного режима планируется снизить до 200 000 - 400 000 руб. (сейчас его размер составляет от 400 000 руб. до 500 000 руб.), но в противовес будет введено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правительство РФ подготовило и внесло в Госдуму законопроект, предполагающий существенное обновление сферы пожарных проверок и административной ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности.

Во-первых, в Законе о пожарной безопасности закрепляется применение риск-ориентированного подхода в федеральном государственном пожарном надзоре. Дело в том, что, хотя изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008  г. N  294-ФЗ и соответствующие подзаконные акты уже приняты, но Закон о пожарной безопасности (который имеет приоритет в сфере пожарных проверок) пока не позволяет применить риск-ориентированный подход в этой сфере. В связи с этим возникла серьезная неопределенность в вопросе о периодичности проведения плановых проверок органами федерального государственного пожарного надзора.

Во-вторых, вносятся некоторые правки технико-юридического характера. В частности, предлагается подкорректировать определение "требований пожарной безопасности" (далее - ТПБ). В настоящий момент под ними понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Проект предлагает понимать под ТПБ такие же специальные условия, установленные законодательными и иными правовыми актами РФ. Таким образом, вновь подтверждается идея о том, что ТПБ могут не носить нормативного характера, то есть не быть рассчитанными на многократное применение. Это, в свою очередь, означает, что на некоторые из ТПБ не будут распространяться требования об обязательной регистрации в Минюсте России, публикации и подобные.

В-третьих, проект предполагает изменение составов "пожарных" административных правонарушений. В частности, планируется отменить некоторые специальные нормы: ч. 3-5 и ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение ТПБ к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам, первичным средствам пожаротушения, к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям). Все это планируется "охватить" общим составом о нарушении ТПБ, наказание за которое будет несколько ужесточено: штраф от 2000 руб. до 3000 руб. для граждан (сейчас от одной до полутора тысяч рублей), штраф от 20 000 руб. до 30 000 рублей для ИП (сейчас - от 6000 руб. до 15 000 руб). Зато штраф для организаций за нарушение ТПБ в условиях противопожарного режима планируется снизить до 200 000 - 400 000 руб. (сейчас его размер составляет от 400 000 руб. до 500 000 руб.), но в противовес будет введено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Секретарь суда Бобкова Ю.П.