С 1 июня 2019 года страховые организации, осуществляющие деятельность по ОСАГО, ДСАГО и каско, обязаны организовать взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг. Начиная с этой же даты потребители до предъявления страховщику иска о взыскании денежных средств в размере, не превышающем 500 000 руб, либо иска, вытекающего из ненадлежащего исполнения страховщиком обязательств по договору ОСАГО (независимо от размера требований), должны обратиться за разрешением спора к финансовому уполномоченному.

Федеральный закон от 04.07.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Закон N 123-ФЗ), которым введен указанный порядок урегулирования споров, вступил в силу 3 сентября 2018 г. В соответствии с ч. 8 ст. 32 этого закона потребители финансовых услуг вправе направить обращения финансовому уполномоченному в отношении договоров, которые были заключены до дня его вступления в силу (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до этой даты).

В связи с этим финансовый уполномоченный поясняет, что в отношении договоров, заключенных до 3 сентября 2018 года, соблюдение порядка урегулирования споров, предусмотренного Законом N 123-ФЗ, является правом потребителей. Последние вправе предъявить свои требования в судебном порядке без предварительного обращения к финансовому уполномоченному.

Отметим, что судебная практика в ряде случаев приходит к аналогичным выводам (см., например, апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 31.07.2019 по делу N 33-5430/2019). Однако эта точка зрения не является общепринятой. Нередко суды исходят из того, что Закон N 123-ФЗ определяет не договорные отношения сторон, а процедуру разрешения споров. Следовательно, эта процедура должна применяться в отношении всех предусмотренных данным законом требований, заявленных начиная с 1 июня 2019 года, независимо от даты заключения договора страхования (см., например, апелляционные определения СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 12.08.2019 по делу N 33-4519/2019, Кемеровского областного суда от 08.08.2019 по делу N 33-9166/2019, Владимирского областного суда от 24.07.2019 по делу N 33-2965/2019).

Кроме того, встречается точка зрения, в соответствии с которой Закон N 123-ФЗ не распространяется на договоры страхования, заключенные до 1 июня 2019 года (даты, с которой, как было отмечено, взаимодействие с финансовым уполномоченным стало обязательным для страховщиков и потребителей) (см.. например, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18.07.2019 по делу N 33-8261/2019, решения АС Приморского края от 16.08.2019 по делу N А51-14356/2019, АС Волгоградской области от 16.08.2019 по делу N А12-18829/2019).

С 1 июня 2019 года страховые организации, осуществляющие деятельность по ОСАГО, ДСАГО и каско, обязаны организовать взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг. Начиная с этой же даты потребители до предъявления страховщику иска о взыскании денежных средств в размере, не превышающем 500 000 руб, либо иска, вытекающего из ненадлежащего исполнения страховщиком обязательств по договору ОСАГО (независимо от размера требований), должны обратиться за разрешением спора к финансовому уполномоченному.

Федеральный закон от 04.07.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Закон N 123-ФЗ), которым введен указанный порядок урегулирования споров, вступил в силу 3 сентября 2018 г. В соответствии с ч. 8 ст. 32 этого закона потребители финансовых услуг вправе направить обращения финансовому уполномоченному в отношении договоров, которые были заключены до дня его вступления в силу (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до этой даты).

В связи с этим финансовый уполномоченный поясняет, что в отношении договоров, заключенных до 3 сентября 2018 года, соблюдение порядка урегулирования споров, предусмотренного Законом N 123-ФЗ, является правом потребителей. Последние вправе предъявить свои требования в судебном порядке без предварительного обращения к финансовому уполномоченному.

Отметим, что судебная практика в ряде случаев приходит к аналогичным выводам (см., например, апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 31.07.2019 по делу N 33-5430/2019). Однако эта точка зрения не является общепринятой. Нередко суды исходят из того, что Закон N 123-ФЗ определяет не договорные отношения сторон, а процедуру разрешения споров. Следовательно, эта процедура должна применяться в отношении всех предусмотренных данным законом требований, заявленных начиная с 1 июня 2019 года, независимо от даты заключения договора страхования (см., например, апелляционные определения СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 12.08.2019 по делу N 33-4519/2019, Кемеровского областного суда от 08.08.2019 по делу N 33-9166/2019, Владимирского областного суда от 24.07.2019 по делу N 33-2965/2019).

Кроме того, встречается точка зрения, в соответствии с которой Закон N 123-ФЗ не распространяется на договоры страхования, заключенные до 1 июня 2019 года (даты, с которой, как было отмечено, взаимодействие с финансовым уполномоченным стало обязательным для страховщиков и потребителей) (см.. например, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18.07.2019 по делу N 33-8261/2019, решения АС Приморского края от 16.08.2019 по делу N А51-14356/2019, АС Волгоградской области от 16.08.2019 по делу N А12-18829/2019).