Президиум ВС РФ утвердил второй Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (о выходе Обзора N 1 мы рассказывали ранее).

В новом Обзоре, в частности, отмечено, что к нерабочим дням 6-8 мая, установленным Указом Президента РФ от 28.04.2020 N 294, применяются приведенные в Обзоре N 1 разъяснения по вопросам исчисления процессуальных сроков, их восстановления, исчисления сроков исполнения обязательств и исковой давности, восстановления и приостановления сроков исковой давности, восстановления сроков, предусмотренных законодательством о банкротстве, исчисления сроков вступления в силу постановлений по делам об административных правонарушениях в связи с нерабочими днями, объявленными таковыми Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239.

Разъяснены вопросы, касающиеся предоставления гражданам кредитных каникул.

Отдельно ВС РФ коснулся ситуации с информационным письмом Банка России от 27.03.2020 N ИН-03-31/32, в котором ЦБ РФ со ссылкой на ст. 193 ГК РФ сообщил заемщикам о переносе сроков платежей по кредитам, приходящихся на период с 30 марта по 3 апреля 2020 года, а впоследствии применительно к нерабочим дням с 4 по 30 апреля 2020 года - скорректировал свою позицию.

Относительно данной ситуации ВС РФ пояснил, что установление нерабочих дней Указами Президента РФ N 206 и N 239 не является основанием для применения положений статьи 193 ГК РФ. Однако, учитывая полномочия Банка России, а также то, что заемщики могли добросовестно полагаться на данное разъяснение, неуплата предусмотренных договором платежей по кредитным договорам и договорам займа в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года просрочкой исполнения обязательств не является.

Ряд разъяснений в новом Обзоре посвящен ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ, направленной на защиту интересов арендаторов недвижимого имущества, пострадавших из-за ситуации в связи с коронавирусом. В частности, поясняется:

- с какого момента обязательства сторон договора аренды считаются измененными в части предоставления арендатору отсрочки уплаты арендной платы на основании ч. 1 ст. 19 Закона N 98-ФЗ;

- является ли достаточным основанием для предоставления арендатору недвижимого имущества отсрочки уплаты арендной платы на основании названной нормы осуществление им деятельности в наиболее пострадавших отраслях экономики; требуется ли в этом случае установление обстоятельств невозможности использования арендованного имущества по назначению;

- с какого момента обязательства сторон договора аренды считаются измененными в части уменьшения размера арендной платы на основании ч. 3 ст. 19 Закона N 98-ФЗ;

- подлежат ли применению положения ст. 19 Закона N 98-ФЗ к договорам аренды части недвижимой вещи.

Также в новом Обзоре рассмотрена очередная порция вопросов, касающихся применения норм о моратории на возбуждение дел о банкротстве; применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, законодательства об административных правонарушениях.