Статью 138.1 УК РФ, предусматривающую ответственность за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, планируется дополнить примечанием, в котором будет закреплено определение таких средств. Соответствующий правительственный законопроект внесен на прошлой неделе в Госдуму.

В частности, согласно предлагаемым поправкам, под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, будут пониматься приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для ЭВМ и других электронных устройств независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя).

Корреспондирующие изменения собираются внести и в КоАП РФ. Для этого ст. 20.23 Кодекса ("Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации") планируется дополнить примечанием, содержащим отсылку к соответствующей статье УК РФ.

По мнению разработчиков, предлагаемое определение указанного термина соответствует правовой позиции, изложенной в п. 3.1 постановления КС РФ от 31 марта 2011 г. N 3-П, является исчерпывающим и позволит отличать специальные технические средства от техсредств (предметов, устройств), которые по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, если только им намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путем специальной доработки, программирования именно для неочевидного, скрытного их применения.

Также напомним, что в конце 2018 года на проблему, связанную с установлением принадлежности технического устройства к числу средств, предназначенных для негласного получения информации, обратил внимание Пленум ВС РФ, который в своем постановлении привел в числе прочего разъяснения, касающиеся применения ст. 138.1 УК РФ об ответственности за незаконное производство, приобретение или сбыт так называемых шпионских гаджетов.