Данное обобщение составлено в соответствии с планом работы судебного участка на 2 полугодие 2025 г.

За 1 полугодие 2025 г. на судебном участке №8 Ленинского района г.Орска было вынесено одно частное постановление (определение).

В 2024 году на судебном участке №8 Ленинского района г.Орска частные постановления (определения) не выносились.

Причиной вынесения 1 частного постановления в 2025 году явилась слабая профилактическая работа участковых уполномоченных полиции по предупреждению, пресечению преступлений и отсутствие контроля за лицами, склонными к совершению преступлений.

Так по делу №1-4/2025 по обвинению Манакова Александра Александровича по части 1 статьи 118 УК РФ было вынесено частное постановление. Манаков А.А. совершил преступление небольшой тяжести, направленное против жизни и здоровья.

Приговором мирового судьи судебного участка №8 Ленинского района города Орска Оренбургской области от 11 июня 2025 года по уголовному делу №1-4/2025 подсудимый был признан виновным в совершении инкриминированных ему преступлений и ему было назначено окончательное наказание в виде обязательных работ на срок 160 часов.

Несмотря на удовлетворительные характеристики Манакова А. А., который является гражданином Российской Федерации, не судим, в связи с чем одной из причин, способствовавших совершению преступления, по мнению суда, является ненадлежащая профилактическая работа администрации Советского района г. Орска Оренбургской области по профилактике совершения несовершеннолетними правонарушений.

Постановлением от 6 ноября 2024 года №601 КДН и ЗП администрации Советского района г. Орска Оренбургской области Манаков А. А. привлечен к административной ответственности к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ.

На момент совершения преступления Манаковым А. А. исполнилось 17 лет, то есть он находился в несовершеннолетнем возрасте.

В судебном заседании установлено, что осужденный Манаков А. А. на момент совершения им преступления состоял на профилактическом учете в КДН и ЗП администрации Советского района г. Орска Оренбургской области.

Таким образом, одной из причин, способствовавших совершению осужденным нового преступления, является недостаточно активная работа указанной Комиссии по профилактике совершения осужденным правонарушений.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Согласно положениям п. 1 ст. 4 указанного федерального закона в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранения, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

В силу положений п.п. 1 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 4 Закона Оренбургской области от 22 декабря 2005 года № 2871/508-III-ОЗ «О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Оренбургской области» комиссии в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

В силу положений п. 6 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Оренбургской области, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 октября 2015 года № 845-п5, основными задачами комиссий являются:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих им;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий,

Таким образом, в обязанности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района г. Орска Оренбургской области входит постоянный контроль поведения проживающих на подконтрольной территории лиц, не достигших совершеннолетия и склонных к совершению правонарушений, с целью профилактики совершения ими нарушений закона. Однако указанные обязанности в данном случае Комиссией надлежащим образом исполнены не были.

В этой связи, суд считает необходимым обратить внимание главы администрации Советского района г. Орска Оренбургской области на недостаточно активную работу служащих администрации Советского района г. Орска Оренбургской области по профилактике совершения несовершеннолетними правонарушений, а также на необходимость усиления контроля деятельности указанных работников.

По результатам рассмотрения частных постановлений по всем уголовным делам направлены ответы о принятых мерах.

По гражданским и административным делам частные определения не выносились.

Контроль за исполнением частных определений (постановлений) осуществляется путем отправления запросов об их исполнении.

Тексты частных постановлений (определений) не опубликовывались на сайте суда. Штраф на виновных должностных лиц в случае неполучения ответа на частные постановления (определения) не налагались.

Данные частные определения и постановления не обжаловались.