В соответствии с планом на второе полугодие 2020 года проведено обобщение судебной практики по делам о защите прав потребителей, рассмотренных мировым судьей Ленинского района Орска Оренбургской области в 1  полугодие  2020 году.

        Целью проведения настоящего обобщения является изучение сложившейся судебной практики по данной категории дел, правильности применения законодательства и выяснение проблемных вопросов, возникающих при рассмотрении споров указанной категории, определение направления устранения выявленных нарушений.

         Предметом настоящего обобщения является систематизация и анализ судебной практики применения норм гражданского законодательства, регулирующих отношения в потребительской сфере.

         Мировым судьей судебного участка №8 Ленинского района г. Орска Оренбургской области за 6 месяцев 2020 года окончено 2332 гражданских дела, из них дела о защите прав потребителей не поступали и не рассматривались, что свидетельствует о сокращении количества данных дел этой категории.

Так в 2019 года По итогам изучения гражданских дел по спорам, связанных с защитой прав потребителей из общего количества данной категории дел 6:

Вынесено решений – 4;

В том числе с удовлетворением требования – 3;

С отказом в удовлетворении требования – 1.

По 1 делу исковое заявление было оставлено без рассмотрения и 1 дело было передано по подсудности.

        Данные дела не обжаловались.

         Обобщение судебной практики о защите прав потребителей показало, что большинство рассмотренных дел за указанный период вытекают из нарушения прав потребителя в сфере услуг кредитных организаций -2, 2 дела в сфере услуг торговли, по 1 делу в сфере бытовых услуг, жилищных услуг -1 дело.

           Приняты к производству с соблюдением правил подсудности – по месту жительства потребителя, либо о нахождения филиала, представительства ответчика (юридического лица) и при цене иска менее 50000,00 рублей.

         На основании п. 3 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей", подп. 4 п.2 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления государственная пошлина истцом (потребителем) не оплачивалась.

          При рассмотрении данной категории споров суд руководствовался положениями Гражданского кодекса РФ, Закона «О защите прав потребителя» и иными нормативно правовыми актами.

          Из 6 рассмотренных дел с вынесением решения 2 дела из споров, вытекающих из договоров купли-продажи, 2 дела из договора с финансово- кредитным учреждением, из услуг связи 1 дело, из коммунальных услуг 1 дело.

          Таким образом, анализ дел, при обобщении, свидетельствует о том, что чаще по спорам о защите прав потребителей обращаются потребители, в связи с не надлежащим качеством товара либо оказания ненадлежащего качества услуг. Количество дел рассмотренных за 1 полугодие 2019 год говорит о их немногочисленности, что обоснованно ввиду разделения данной категории дел на подведомственность дел мировым судьям и районным судам.

        Большая часть исков данной категории получили свое подтверждение и обоснование и были удовлетворены. Основанием для удовлетворения исковых требований истцов являлось установление в суде факта предоставления ненадлежащего качества услуг и товаров, что привело к нарушению прав потребителей.

        Одной из гарантий правильного и своевременного рассмотрения дела судом является соблюдение судьями установленных ГПК РФ сроков рассмотрения дел. В соответствии с частью 1 статьи 154 ГПК РФ судья рассматривает и разрешает дело в течение месяца со дня принятия заявления к своему производству.

         Обобщение показало, что при рассмотрении дел по спорам о защите прав потребителей судьи правильно применяют нормы материального права, однако имеют место и ошибки, а именно нарушение норм материального и процессуального права, которые влекут частичное изменение состоявшихся по делам решений, либо отмену решений. В отдельных случаях судами не выполнялись требования п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» о наложении штрафов за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, установленных законодательством о защите прав потребителей, в частности неправильно определялся бюджет, в пользу которого взыскивался штраф.

        При выявлении нарушений законодательства в области защиты прав потребителей суды не всегда применяли в отношении лиц, допустивших такие нарушения, меры профилактического характера.

        При рассмотрении дел указанной категории данные недостатки должны быть учтены, судьям надлежит обеспечить строгое соблюдение норм материального и процессуального права.

        Указанные в настоящем обобщении ошибки в применении норм материального и процессуального права носят, как правило, единичный характер.

        Итак, результаты обобщения свидетельствуют о необходимости постоянного изучения судьями требований ГК РФ, ГПК РФ и иных законов данной сферы правоотношений. А также выбор наиболее тщательного подхода при определении обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения возникших споров.

Помощник судьи                                  Рыжкова Н.А.